Слово пастыря Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя о самаряныне Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами читали Евангелие о беседе Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой.

Присев отдохнуть у колодца, Спаситель обращается к подошедшей женщине-самарянке с просьбой напоить Его, чем вызвал немалое её удивление - ведь иудеи избегали общения с самарянами как не сохранившими чистоту веры.

В ответ на удивление женщины Господь говорит ей о живой воде. Что эта за вода? Вкусив её, человек уже не испытает жажды вовек! Женщина в простоте своей понимает это в прямом смысле - желает получить воду сию, дабы не ходить ей снова и снова к колодцу.

Но откуда у нас жажда, голод? От несовершенства! И Спаситель говорит о воде, испив которую, человек возвращает себе совершенство - не терзается более никакими потребностями, зависимостями - не жаждет вовек. Это свидетельство истиной свободы. Избавление от гнёта как естественных потребностей, так и различных привязанностей.

Для самарянки необходимость ежедневного хождения по жаре за водой было красноречивым примером внутренней несвободы.

Когда далее Господь говорит женщине о её мужьях, Он не просто раскрывает фактическую сторону дела, Он заглядывает в сердце самарянки! У неё были мужчины, но мужа, родного близкого человека не было.

Вот она живёт, в принципе, как все вокруг - трудится по дому, живёт внешне семейной жизнью... Как все, как заведено... Но сердце ищет чего-то настоящего! Не следования по инерции каким-то внешним установлениям, а именно полноты жизни!

И когда Иисус Христос несколькими словами пробудил в самарянке воспоминание об этой внутренней жажде полноты жизни, она спрашивает о сокровенном - о Боге: как, где молиться!? Душа ищет Бога, но не знает Его, и сомнения одолевают, потому что самаряне поклоняются на горе сей, а иудеи в Иерусалиме... Здесь проявляется смирение этой женщины, внутренняя духовная осторожность - она, по собственному свидетельству признав в Иисусе Христе пророка, задаёт вопрос, на который сама себе не решается дать ответа, боясь погрешить против правды.

И тогда, как венец внутреннего просвещения и освобождения этой женщины, Спаситель говорит ей о том, что ныне наступают времена, когда Господь становится бесконечно близок к каждому человеку! Что исчезают всякие препятствия закона, которые не без основания существовали до того времени! Исчезают любые ограничения места и времени!

Самарянка не могла знать, чего так жаждет её душа - Господь ей открыл. Сердцем почувствовав истинность этого благовестия, она задаёт последний очевидный вопрос о Мессии, потому что среди подзаконного народа именно в Нём были чаяния явленной ей свободы.

Самарянка приняла благую весть чистым и простым сердцем. Она не знала и не думала, что принесёт Мессия, а потому её живая томящаяся душа легко узнала и приняла истину и радость освобождения от оков. В отличие от фарисеев, которые по своему разумению и высокоумию заранее всё истолковали и убедили себя в том, что и как должен принести в мир Спаситель. В результате, фарисеи не распознали истину, которая делает людей свободными.

Те времена, о которых Господь говорил самарянке давно настали. Такой же диалог Спаситель и ныне ведёт с каждым из нас. Но ищем ли мы правды и истины? Оставляем ли мы своё сердце открытым, чтобы почувствовать истинную свободу, которую несёт с собой эта истина? Или мы заранее рассудили, что и как, а теперь лишь высокомерно сравниваем всё, что видим, с нашими представлениями и критериями оценки?

Самарянка (по Преданию - мученица Фотиния), не абстрактный персонаж! Реальный человек, которая жила своей непростой жизнью и задавала Спасителю вопросы, долго и сильно волновавшие её! И достоинство её в том, что встретив Господа, она беседовала от сердца, а не от ума. Сердцем жаждала встречи с Богом, поклоняться Ему, но не ведала, как этого достичь.

Нам же всё открыто, но как часто мы пренебрегаем этим даром.

Будем стараться, братья и сестры, подобно святой мученице Фотинии искать Бога в простоте сердца и спрашивать Господа и Спасителя нашего о жизни, а не рассуждать о ней по собственному разумению!

Аминь!

диакон Сергий Полынский, клирик церкви Сошествия Святого Духа, пос. Первомайское

3 июня 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние