Слово пастыря Неделя 2-я по Пятидесятнице. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Иоанна Предтечи И ты, младенец, наречешься
пророком Всевышнего, ибо предъидешь
пред лицем Господа приготовить пути Ему.

(Лк. 1, 76)

 

Ветхий Завет, изображая в пророчествах Мессию-Христа и Его явление, говорит нам и о том, кто должен предшествовать Христу и приготовить путь Ему, – о Предтече Господнем Иоанне. Се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Малах. 3, 1). Пророк Малахия называет его Ангелом (вестником) за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за его служение. Подобно глашатаям, громкими голосами и звуками труб возвещающим народу о въезде царя, пророчествовал перед Христом Иоанн Креститель, именуемый также по исполненной им миссии Предтечей. За семь с половиной веков пророк Исаия пророчествовал об Иоанне и его служении – гласе вопиющего в пустыни, приготовляющем пути Господу, исправляющем сердца людей к принятию Богоявления. Рождение Предтечи немногим временем предваряет Рождество Христово и является его предвестием. Кроме Рождества Христова и Рождества Божией Матери только рождество Иоанна Крестителя празднуется Церковью, как исключительное среди всех памятей святых событие. Сам Христос сказал об Иоанне: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Как чудесное, радостное и особо значительное событие рождение Иоанна изображено в Евангелии, о нем, как и рождении Христа, предвозвестил Архангел Гавриил. Очевидцами это рождество, по вдохновению свыше, было воспринято как свидетельство того, что Господь Бог посетил народ Свой.

Подобно рождению Пресвятой Девы, рождение Иоанна произошло от состарившихся в бесплодии родителей – священника Захарии и праведной Елисаветы. И там и здесь «старческое  неплодие разрешает всемогущая Десница Божия». Чудесное рождение младенца от заматеревшей Елисаветы должно было приготовить мир к «превосходящему чин естества» рождению Христа от Пречистой и Неискусомужной Девы.

По толкованиям св. Иоанна Златоуста и некоторых других свв. отцов Захария был первосвященником иудейским или в прямом смысле, или по старшинству в своей священнической череде (Авиевой чреде), одной из 24-х, на которые царь Давид разделил все Аароново священство для упорядочения храмовых богослужений. Важнейшим моментом ветхозаветного богослужения было каждение. В день явления ангела  Захарии по жребию, как это было заведено, досталось совершать каждение во внутренней части храма, называемой Святое. А все множество народа молилось вне, во внешней части. Во время возложения благовоний на жертвенник кадильный (в чем и состояло каждение) и молитвы перед жертвенником явился ему Ангел Господень. Он возвестил Захарии о рождении сына, что будет радостью и для родителей, и многие о рождении его возрадуются. Ангел предрек ему о будущем величии его сына, о том, что он исполнится Духа Святаго еще от чрева матери своей, и о его миссии Предтечи пред Господом. Ангельские слова показались Захарии несбыточными по причине старости супругов. Для уверения его архангел Гавриил назвал свое имя и свою степень и служение (предстоящий пред Богом, и посланный благовестить тебе сие) и наказал Захарию за неверие немотой (и, как видно из дальнейшего, глухотой). Все сказанное ангелом исполнилось непреложно. Елисавет зачала; пять месяцев она таилась, благоговейно скрывая милость Божию, и во избежание возможных насмешек. Но о разрешении ее неплодства было открыто Пресвятой Деве Гавриилом же в момент Благовещения, и Она поспешила навестить и поздравить свою родственницу Елисавету. При Мариином приветствии явилось исполнение слова архангела о том, что сын Захарии исполнится Духа Святаго еще от чрева матери своей. Взыграл младенец во чреве Елисаветы, духом познав пришедшего во утробе Марии Богомладенца, и сама Елисавета исполнилась Святаго Духа и по вдохновению назвала Марию благословенной в женах Матерью Господа. По толкованию блаж. Феофилакта эти «пророческие слова о Марии были слова не Елисаветы, но младенца Иоанна, а уста Елисаветы только послужили ему».

Наконец, пришло время Елисавете родить, и предсказанное ангелом радостное событие совершилось – и она родила сына. Неожиданно имя младенцу, вопреки обычаю и желаниям родственников, Елисавета назвала – Иоанн. По толкованию, «и она от Духа Святого узнала об имени младенца», а не от мужа. Ко всеобщему удивлению, спрошенный знаками об имени младенца Захария, написал на вощеной дощечке: Иоанн – имя ему. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. Удивительной была внезапная немота Захарии, но еще более поразительным стал вернувшийся к нему дар слова. И был страх на всех живущих вокруг. Златоуст говорит: «Наречение имени исправляет язык нарицающего. Само имя праведного немоту разрешает и неудободвижимый язык движет благословлять Бога». В своей пророческой речи исполнившийся Святого Духа Захария возносит хвалу Богу за все Его милости, пророчески говорит о Мессии – Роге спасения, Отроке Его, как уже о явившемся, о восстановлении Завета, об исполнении данных праотцам обетований и клятв, о совершившемся предвозвещенном от века устами святых пророков спасении. И затем, обращаясь к младенцу, как к способному понимать пророческое слово, Захария предсказывает его будущее наречение пророком Всевышнего и говорит о предстоящем ему служении как Предтечи Мессии: просветить сидящих во тьме и тени смертной, расположить сердца к покаянию, дать уразуметь народу Его спасение – одним словом, представить Господу народ приготовленный, уготовить пути Ему.

Возрадуемся и мы, братья и сестры, о так чудесно совершившемся рождении Пророка и больше пророка, того, кто назван «светильником Солнца», «другом Жениха»! Услышим и воспримем его глас, взывающий к нам: «покайтесь в грехах и, очистившись, устремитесь в сретение Христу»! Аминь!

 Иеромонах ФЕОДОР (Мухамедов), настоятель строящегося храма в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша" в пос. Киевский.

7 июля 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние